Узнать
подробнее

Здесь вы найдете статьи, освещающие актуальные события и тенденции в мире культуры, искусства, музыки и театра. На этой странице вы найдете обзоры выставок, концертов, театральных премьер и кинопоказов, а также интервью с выдающимися деятелями культуры и искусства.

Лидия хромова
Художественная галерея Île Thélème совместно с музеем «Царскосельская коллекция» и родственниками представила выставку картин Лидии Хромовой, одной из самых выдающихся представительниц сообщества художников 1930-х гг., чье творчество до недавнего времени оставалось малоизвестным.
Живопись Лидии Хромовой, выполненная в мягких импрессионистических тонах, отличается глубоким лиризмом и камерностью. Основные темы ее работ – дом, сад, семья. Ее натюрморты безмятежны, портреты женственны, а стихия пейзажа как будто приручена. Друзья ассоциировали ее манеру с Сислеем. На выставке также представлены ее экспрессивные графические работы раннего периода, в основном на тему материнства. К сожалению, большая часть ее рисунков и акварелей, созданных в зрелом возрасте, была уничтожена пожаром.
Хромова Лидия Павловна (1913–1954). Родилась 17 марта 1913 г. в г. Сормово Нижегородской губернии в семье рабочего, слесаря-лекальщика Сормовского завода. Мать была домашней хозяйкой. Из трех братьев художницы двое погибли во время Гражданской войны. Лидия с детства мечтала связать свою жизнь с искусством, посещая художественную студию и литературный кружок во Дворце культуры города Горький. В 1931 году она переехала в Москву, чтобы получить профессиональное художественное образование, поступив в Московский полиграфический институт. Там же она познакомилась со своим будущим мужем Серафимом Павловским, выпускником ВХУТЕМАС. Из-за реорганизации факультета и рождения первого сына обучение Хромовой было недолгим. Она самостоятельно занималась живописью под руководством своего супруга, чтобы продолжить образование.

Выставка «Лидия Хромова: Живопись и Графика»

В одном из своих писем супругу Лидия пишет: «Ко мне приходят какие-то существа, называют они себя людьми, а я дала им свое название «кривляки». Они все время кривляются передо мной как клоуны и выкрикивают резкие бессвязные слова. У них вместо лиц маски с гримасами. Меня сковывает ужас, когда я смотрю на этих живых кривляющихся мертвецов.

Один из этих мертвецов, по профессии художник, докладывает мне, что он хочет быть коммунистом, для этого он хочет поступить в одно заведение или институт, где по его словам из него очень скоро сделаю коммуниста путем "идеологического подковывания", после чего он безо всякого труда будет печь картины, которые несомненно будут по вкусу рабочим массам.

Я хохотала до слез над его наивностью и зачем-то пыталась объяснить ему, как малому ребенку, что коммунисты родятся из утробы матери женщины или из человека, вдруг многое понявшего, из слепого вдруг ставшего зрячим.

Что настоящих коммунистов не делают искусственным путем, они родятся сами. Я очень уверенно предсказывала этому художнику, что ему никогда не быть коммунистом, потому что коммунисты не пекут картины по вкусу массам, а создают их с большим трудом и для одной цели, воспитать массы, сделать чудо- превратить массы, там, где они состоят из кривляющихся мертвецов в живую человеческую силу, из которой будут, обязательно будут, рождаться коммунисты. Художник объяснений моих не понял, т.к. язык мой оказался совершенно ему незнакомым.

Одна маска, дама в платье цвета танго («тангО»- вариация желтого и оранжевого), по профессии библиотекарша, долго измывалась над Хлебниковым, нисколько не стыдясь называла его ненормальным, а Достоевского она предлагает изъять из всех библиотек как писателя со старыми взглядами, одним словом, устаревшего и, кроме как угнетающе действовать на современную молодежь другой пользы не приносящего.

Художник очаровал эту даму своим чтением есенинских стихов, и поэтому она всячески старалась поддержать художника, когда тот с пеной у рта уверял меня, что современный художник должен снизиться до уровня простых рабочих масс, т.е. опроститься и таким образом опростить свое искусство. Дама очень настойчиво уверяла меня, что реализм в искусстве- это самое настоящее искусство и есть, под реализмом понимая не что другое, как рисование неба голубым, а леса зеленым, и в пример приведя знаменитого русского художника Шишкина.

А я как самый настоящий художник уверяла их, что настоящий-то художник тем и счастлив, что видит и понимает жизнь в миллион раз больше, чем массы, и уж не пройдет мимо поганенькой какой-нибудь лужи (с точки зрения масс), а обязательно остановится около ее и будет стоять полчаса (по крайней мере), очарованный красотой этой лужи.

Мыслимое ли это дело для художника снизиться до уровня масс, видеть также точно, как и они видят- это значит, что перестать быть художником.

Все эти разговоры и дискуссии всю измучили меня, но я, вероятно, нахожусь в атмосфере сплошной вежливости, и поэтому терпеливо выслушиваю их и участвую сама».

К сожалению, талантливая художница Лидия Хромова покинула этот мир в 1954 году после продолжительной борьбы с болезнью. Ранняя смерть не оставила ей возможности заявить о себе во весь голос. Ее искусство было предано забвению на несколько десятилетий. В 1991г. ее произведения были представлены на юбилейной выставке Московского союза художников в Доме художника на Крымском Валу.


Первая персональная экспозиция работ Хромовой состоялась только в 2023 году в музее «Царскосельская коллекция», расположенном в городе Пушкин, где были представлены ее уникальные живописные и графические произведения, позволяющие оценить глубину ее таланта и неповторимость стиля. Картины для выставки были предоставлены внуком Лидии Павловны Александром Павловским. Он рассказал, что наследие Лидии Хромовой сохранял ее старший сын Василий, который завещал его Александру. Таким образом, Александр Павловский стал заниматься архивом своей знаменитой бабушки и принял участие в организации ее выставки. Александр обнаружил личную переписку художницы, и теперь есть возможность опубликовать ее мысли об искусстве и процессе создания произведений. Персональная выставка Лидии Хромовой продлится до 24 марта в в галерее Île Thélème. (6+)

Лента поэзии Бродский
В камерном зале старой сцены театра «У Никитских ворот» проходит уникальный проект «Лента поэзии», задуманный и воплощенный Марком Розовским. Это серия литературно-театральных вечеров, на каждом из которых творчество определенного автора оживает в блестящей игре плеяды талантливых актеров.
Цикл открыл поэтический моноспектакль по произведениям Пушкина, всего в рамках «Ленты поэзии» уже состоялось двенадцать ярких и запоминающихся представлений. И вот, на сцене - новые строки «Ленты поэзии», на этот раз посвященные Бродскому.
Литературно-театральный цикл «Лента поэзии» завоевал заслуженную популярность у ценителей театрального искусства. В роли чтецов великолепно выступили народный артист России Валерий Шейман и Андрей Молотков. Спектакль прошел под аккомпанемент античной музыки, придавшей постановке особое очарование.
За более чем 40-летнюю историю театр «У Никитских ворот» обрел множество поклонников. Благодаря таланту и неутомимой энергии Марка Розовского, этот театр стал настоящим культурным феноменом, объединившим в себе различные жанры искусства и театральные традиции.
«Лента поэзии» продолжается, и зрители могут наслаждаться новыми произведениями, открывая для себя новые грани творчества великих авторов. Театр «У Никитских ворот» продолжает удивлять и радовать своих поклонников, сохраняя свою неповторимую атмосферу и дух творчества. (16+)

Театр у Никитских ворот
Портной из бруклина
В информационном агентстве «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная премьере фильма «Портной из Бруклина». Мероприятие состоялось 8 февраля, как раз в день старта широкого проката картины. Это – психологическая драма об эмигранте, пережившем ужасы войны. В фильме одну из главных ролей сыграл Сергей Пускепалис. Это была одна из его последних работ в кино. На мероприятии присутствовали создатели фильма: режиссер и сценарист Евгений Серов, композитор Василиса Серова, оператор Сергей Павленко. Они рассказали о процессе создания фильма и отвечали на вопросы журналистов.
Фильм уже успел завоевать признание критиков и зрителей, получив более 20 наград на различных кинофестивалях. Также были организованы специальные показы фильма, приуроченные к Международному дню памяти жертв Холокоста, что подчеркивает важность темы, поднятой в фильме.
Сюжет фильма разворачивается в Нью-Йорке в 1973 году. К еврею Авдону Московицу (его роль исполнил Юрий Ваксман), пережившему Холокост и ныне работающему портным, приходит страховой агент Майкл Дарк (Сергей Пускепалис), чтобы поговорить с ним о страховке.
На пресс-конференции режиссер фильма Евгений Серов подчеркнул, что картина рассчитана на широкую зрительскую аудиторию, но при этом в основе сюжета лежит «Божественная комедия» Данте Алигьери, а сам фильм полон символизма, начиная с первых кадров и заканчивая финальными титрами.

Премьера
приглушенные
голоса
7 февраля в Московском международном доме музыки состоится торжественное открытие I Международного фестиваля современной женской оперы «Приглушённые голоса», посвящённого памяти и 80-й годовщине со дня рождения композитора Татьяны Чудовой. Татьяна Чудова, будучи единственной представительницей слабого пола на композиторском отделении Московской государственной консерватории, внесла весомый вклад в воспитание нескольких поколений композиторов, оставив после себя более 500 произведений.
На протяжении многих веков композиторами в основном были мужчины. Этот фестиваль - первый в своем роде проект, поддерживающий и признающий вклад женщин в классическую музыку. Он будет проходить на театральной сцене Московского Международного Дома музыки, где будет представлено три оперных произведения в исполнении известных солистов со всего мира.

В рамках фестиваля запланировано десять премьер камерных опер, представленных в оригинальной аранжировке и отражающих глубину и многообразие женского вклада в академическую музыку. Эти оперные постановки будут проходить с февраля по август 2024 года в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле.

Первые три премьеры поставлены режиссером Елизаветой Корнеевой, известной благодаря работе с ведущими музыкальными театрами России и Европы, включая Красноярский государственный театр оперы и балета, Мариинский театр, Государственный театр Ганновера и Большой театр Женевы.

«Сон Татьяны»
Моно-мини-опера Татьяны Чудовой основана на одноименном фрагменте романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В сопровождении инструментального меццо-сопрано Александра Ковалевич («Геликон-опера») и танцовщица Виктория Михайлец (шоу «Танцы» на ТНТ) перенесут зрителей в мир снов и иллюзий.
I Международный фестиваль оперы женщин-композиторов
«Русские женщины»
Опера Татьяны Чудовой через стихи Н. Некрасова, А. Пушкина и поэтов-декабристов рассказывает историю княгинь Трубецкой и Волконской, отправившихся за мужьями в ссылку в Сибирь. Мировая премьера произведения прозвучит в исполнении Юлии Петрачук (Карнеги-холл, Музикферайн) и Ольги Надеждиной (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Большой театр России), а также известной пианистки Карины Погосбековой.

«Кабильдо»
Опера с историческим сюжетом о колониальной тюрьме в Новом Орлеане и побеге пирата Пьера Лафита. Ее автор Эми Мерси Бич — одна из ведущих фигур Бостонской композиторской школы начала XX века, пианистка, заслужившая славу неофициального «предводителя американских женщин-композиторов». Опера «Кабильдо» впервые будет представлена в России. В постановке участвуют Станислав Ли и Полина Шароварова (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Ольга Селиверстова (Большой театр России), Давид Саникидзе (шоу «Голос»), Денис Седов (Метрополитен-опера, Ла Скала, Гранд Опера), Илья Хардиков (Московский Синодальный хор), а также вокальный ансамбль ARIELLE и BACH-квартет. (6+)
Борис годунов
6 февраля 2024 года, на Исторической сцене Большого театра, пройдет уникальное событие - опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов», в исполнении Краснодарского творческого объединения «Премьера» имени Л.Г.Гатова. Краснодарский коллектив представит новаторскую интерпретацию оперы, включая сцену «Сокольники на Днепре», воссозданную по оригинальным рукописям композитора. Cобытие приурочено к 150-летию со дня мировой премьеры произведения Мусоргского, состоявшейся 27 января (8 февраля) 1874 года, на сцене Мариинского театра.
В постановке используются музыкальные тексты еще не изданной партитуры, планируемой к публикации в 4-х томах к концу текущего года. Эта постановка стала возможной благодаря сотрудничеству Краснодарского музыкального театра с Государственным институтом искусствознания, занимающимся изданием полного академического собрания сочинений Мусоргского.

В спектакле принимают участие более 200 артистов: солисты, хор, детский хор, симфонический оркестр, балетная труппа Музыкального театра и ансамбль «Криница».

Этой постановкой Краснодарское творческое объединение «Премьера» им. Гатова празднует сразу три юбилея: 185 лет со дня рождения великого русского композитора, 150 лет со дня первой постановки «Бориса Годунова» и 90 лет Краснодарскому музыкальному театру.
150 лет со дня мировой премьеры
Алексей Львов-Белов
генеральный директор, художественный руководитель Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.А. Гатова
Волнительная и почетная миссия представить свою эксклюзивную версию «Бориса Годунова» на главной оперной сцене страны легла на нас в год 150-летия первой постановки и в год 185-летия со дня рождения великого русского композитора. Мы с большой ответственностью готовились к этим гастролям, и надеюсь, что московская публика по достоинству оценит нашу работу.
«Борис Годунов»- своего рода «музыкальная энциклопедия русской жизни». Неслучайно в работе над либретто Модест Мусоргский использовал не только трагедию Александра Пушкина, но и «Историю государства Российского» Николая Карамзина, а в ткань оперы вплел приемы и формы звучности совсем не оперных жанров: народной песни, речитатива, колокольного звона, церковных песнопений.
Партитура «Бориса Годунова» Краснодарского музыкального театра через полтора столетия после создания звучит так, как задумана Мусоргским: в авторской оркестровой версии, с аутентичными духовыми инструментами . Впервые в новейшей истории музыкального театра в оперу возвращена прежде не использовавшаяся сцена «Сокольники на Днепре»- одна из самых больших картин оперы.
«Борис Годунов» - опера, не покидающая мировые театральные сцены уже более столетия. Впервые поставленная еще при жизни автора, она завоевала мировое признание на заре XX века, будучи представленной в парижской программе «Русских сезонов» под руководством Сергея Дягилева. Главную роль исполнял великий Федор Шаляпин, и спектакль имел грандиозный успех у публики. Постановка была очень популярна среди зрителей, билеты на неё всегда были распроданы заранее, а отрывки исполнялись даже на улицах.

Модест Мусоргский появился на свет в 1839 г. в селе Карево Псковской губернии. Он происходил из семьи потомственного дворянства, его отец Петр был потомком старинного княжеского рода. Мать Юлия, дочь губернского секретаря, дала ему первые уроки игры на фортепиано и привила любовь к музыке. Модест был живым и любознательным ребенком, часто отвлекался от уроков и убегал к своей няне, чтобы послушать русские народные сказки, однако к семи годам Мусоргский уже мог исполнять некоторые произведения Ференца Листа.

Мусоргский работал над «Борисом Годуновым» около 6 лет- с осени 1868 и до зимы 1874 года, многократно переписывая музыку, приспосабливаясь к требованиям театральной дирекции и цензуры.

С 1876 г. в Мариинском театре оперу начали ставить в сокращенной версии. Цензура вырезала финальный акт, в котором народ пел хор «Слава тебе, царевич!» в честь Лжедмитрия. Композитор об этом писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».

Ольга Иванова- один из наиболее известных оперных режиссёров России. В настоящее время она занимает должность режиссёра-постановщика в Большом театре. В начале 1990-х она уже ставила эту оперу, сотрудничая с дирижёром Евгением Колобовым и сценографом Сергеем Бархиным. Теперь судьба вновь предложила ей обратиться к произведению «Борис Годунов»: Государственный институт искусствознания выпустил Полное академическое издание сочинений Модеста Мусоргского- уникальное издание, которое впервые представляет наследие великого композитора без каких-либо искажений. «О чем же может быть сегодняшний спектакль? Бессмысленные бунты, одиночество правителя, желание переписать историческую правду и факты, безучастное безмолвие толпы- все это и многое другое написано в гениальной опере».

Дмитрий Крюков — один из самых талантливых молодых дирижёров России, дебютировавший в возрасте 23 лет на Исторической сцене Большого театра. Он уже успел заявить о себе на российской и международной сцене и заслужил репутацию выдающегося музыканта.
Дмитрий Крюков, дирижер- постановщик, заслуженный артист и главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан
Опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского- не только величайший памятник русской истории периода Смутного времени, но и одна из вершин мирового искусства, достояние всего человечества.
Каждый человек, который глубоко пытается проникнуть в эту музыку, сталкивается с удивительным состоянием, когда история Руси, народа и история Бориса Годунова как личности, которая в данный исторический момент является центром, отражающим в себе судьбу народа, становится личной историей каждого. Эта музыка дает возможность вспомнить и осознать, что каждый из нас несет глубоко внутри ответственность за деяния предков, с одной стороны, и строит новую историю- с другой. Глобальность и силу воздействия этой музыки невозможно описать словами, но можно только прожить. Когда человек погружается в это сочинение очень глубоко, то от каждой ноты, фразы вибрируют самые потаенные струны человеческой души, и слезы льются от осознания пройденного Россией, а может быть, если попытаться преодолеть национальную привязку и пойти еще глубже,- всем человечеством пути.
Первая авторская редакция Мусоргского, представленная нами- уникальный артефакт, отражающий подлинные намерения великого композитора, задача которого состояла не в том, чтобы пленять наше ухо, но в том, чтобы добраться до многогранной и неоднозначной исторической и духовной истины.
третьяковская галерея
1 февраля в ТАСС прошла пресс-конференция Государственной Третьяковской галереи, на которой были подведены итоги работы за прошедший год и представлены ключевые проекты на 2024 год. В мероприятии приняли участие генеральный директор галереи Елена Проничева и ее заместители: Татьяна Шаршавицкая, Татьяна Карпова и Татьяна Гафар.
Напомним, что Третьяковская галерея – главный музей национального искусства России и одно из самых значимых культурных учреждений страны.
Одним из главных событий 2023 года в Третьяковской галерее стала выставка Николая Константиновича Рериха. До 10 марта она продолжает свою работу, став для многих открытием русского творческого периода этого художника. Выставка привлекла более 220 тысяч посетителей, весь тираж печатной продукции полностью раскуплен, что свидетельствует о большом интересе к проекту и желании людей забрать частичку искусства с собой домой. Еще одним значимым проектом 2023 года стала выставка Алексея Боголюбова. Выставка собрала около 52 тысяч посетителей и в 2024 году будет представлена в рамках национального проекта «Браво, Боголюбов!».
О планах на 2024 год
В планах на 2024 год - открытие трех новых корпусов галереи. Особый акцент был сделан на проекте на Кадашевской набережной, где здание будет сдано на полтора года раньше намеченного срока. Этот проект был разработан достаточно давно, и за это время многое изменилось, в том числе в технологическом оснащении музейных пространств. За последний год была проведена большая работа по его реализации совместно с сотрудниками галереи. Елизавета Проничева охарактеризовала новое здание как «действительно прекрасное» и отметила, что сейчас там ведутся финальные работы, и скоро оно будет готово принять посетителей.
Новое здание позволит закрыть потребность галереи в выставочных площадях и станет завершающим элементом комплекса Третьяковской галереи. Это здание площадью 35 000 квадратных метров, из которых 4000 квадратных метров будут использованы для выставок с соблюдением музейного климата, что открывает широчайшие возможности для реализации новых проектов.
К концу 2025 года планируется, что выставки в здании на Крымском Валу завершатся и здание начнет плавно закрываться для проведения реконструкции.
В этом году планируется открытие проекта Третьяковской галереи в Калининграде - самом западном регионе страны, где жители особенно взыскательны и искушены. И открывается новое здание «Фабрика кухни» в Самаре.

Третьяковская галерея также активно работает на международном уровне. В рамках программы кросс-культурных мероприятий на 2024-2025 годы планируется сотрудничество с Китаем, включая выставки китайских художников в России и российскую выставку в Пекине. Было подписано соглашение о сотрудничестве с Оманом.

Татьяна Карпова рассказала о планах открытия более 30 выставочных проектов в 2024 году. В марте 2024 года в Инженерном корпусе откроется выставка «Николай Ульянов. Искусство без манифеста», посвященная 150-летию со дня рождения Николая Ульянова, ученика Серова. Этот художник не очень известен и, возможно, забыт, но к выставке будет издана первая полная фундаментальная монография, посвященная его творчеству.
10 марта закрывается выставка Николая Рериха, ставшая для многих открытием русского творческого периода этого художника. В этом же пространстве сразу после закрытия откроется выставка Виктора Васнецова «Связь поколений». На этой выставке будут представлены работы Виктора Михайловича Васнецова, его младшего брата Апполинария Васнецова и внука Виктора Михайловича- Андрея Васнецова. Андрей Васнецов- художник периода оттепели и последующих лет. Выставка в выставке. 2024 год объявлен Годом семьи, поэтому на выставке будет рассказано не только о творчестве Васнецовых, но и об их семейных традициях, передаче нравственных ценностей и художественных навыков из поколения в поколение. Каталог будет представлять всех трех художников, хотя их гораздо больше. Дизайн выставки «Васнецовы» удивит зрителей своей оригинальностью. Он основан на древнем кольцевом плане Москвы.

Осенью, после закрытия выставки Николая Ульянова в Инженерном корпусе, будет реализован проект «Малявин&Архипов. Адепты красного». В Третьяковской галерее хранится большое количество полотен этих художников, однако до сих пор им не была посвящена отдельная выставка. У них много общего, и сотрудники галереи решили объединить их. Малявин - петербургский художник, Архипов связан с Москвой, оба стали свидетелями двух русских революций и в образе русской крестьянки отразили образ своей эпохи. В этом проекте, помимо Третьяковской галереи, принимают участие многие частные собрания и музеи России.

Новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной представляет собой многофункциональное здание. В нем разместятся реставрационные мастерские и образовательный центр, а также некоторые отделы галереи. Здание включает в себя 2 выставочных площадки, предназначенные для крупных выставочных проектов.
Выставка «Передвижники» станет первым проектом, открывающимся в новом здании. В 2025 году исполняется 155 лет со дня основания товарищества передвижных художественных выставок, что и послужило выбором темы для открытия. Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, покупал произведения передвижников на их мастерских и передвижных выставках, и собрание работ передвижников является ядром и гордостью коллекции Третьяковской галереи. На выставке «Передвижники» будут представлены произведения из Русского музея и многих региональных музеев России, а также из частных коллекций. Сотрудники галереи намерены представить новые экспонаты и рассказать о значительном влиянии, которое передвижники оказали на искусство XX столетия. Новый корпус галереи соединен с историческим зданием красивым стеклянным мостом.

На осень запланирована выставка работ Попкова в западном крыле новой Третьяковской галереи. Также планируется выставка Франциско Инфанте. В 2024 году ему исполнится 80 лет. Кроме того, состоится выставка новых поступлений в коллекцию скульптуры и серия графических выставок.

Внутри основной экспозиции Галереи на Крымском Валу осенью состоится первая выставка работ Алексея Моргунова «Среди первых», родного сына Алексея Саврасова и ближайшего друга Казимира Малевича. Издание, подготовленное к данной выставке, будет весьма примечательным. На 2024 год запланировано большое число книжных новинок.

Татьяна Шершавицкая рассказала о планах на просветительские и образовательные проекты. В галерее бережно относятся к сложившимся традициям и предлагают широкий спектр направлений для развития творческих способностей.

С 2019 года Третьяковская галерея начала создавать свои филиалы в различных городах, таких как Калининград, Самара и Владивосток. Начиная от Балтийского моря и заканчивая Владивостоком, вплоть до Тихого океана- такие разные, но объединенные ценностями основателей, братьев Третьяковых, города. Весь накопленный опыт был применен при создании программ для этих филиалов, об этом рассказала Татьяна Гафар.
При создании филиалов сотрудники Третьяковской галереи опирались на многолетний опыт и традиции галереи как национального музея, а также на особенности каждой отдельной территории. Два новых здания и одно реконструируемое- здание фабрики-кухни в Самаре, построенное в 1932 году по проекту архитектора Максимовой. Таким образом, у галереи уже есть опыт создания современных музеев на базе объектов культурного наследия. Открытие филиала в Самаре запланировано на весну 2024 года (формально клуб уже существует с 2019 года).
Первая выставка, подготовленная к открытию филиала Третьяковской галереи в Самаре, называется «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Эта выставка имеет сложную концепцию, которая показывает жизнь человека через трапезу и эмоции через трапезу на произведениях изобразительного искусства. Название выставки также отражает место, где она будет проводиться- здание фабрики-кухни. Теперь здесь будут производиться не продукты питания, а эмоции и смыслы.

Третьяковская галерея в Калининграде- на самой западной точке нашей страны- представляет собой новое здание площадью 17 000 квадратных метров с более чем 4 500 квадратными метрами выставочных площадей. Здесь есть огромная лестница-амфитеатр для проведения различных мероприятий. Помимо местных жителей, ежегодно около 2 миллионов туристов посещают Калининград, и задача нового филиала заключается не только в демонстрации произведений искусства, но и в информировании о крупнейшем национальном музее. Именно поэтому в нем будет создан зал, посвященный истории Третьяковской галереи- от маленького дома в Толмачёвском переулке до огромного музея национального искусства, который располагается в 4 городах страны. О том, как Третьяковская галерея была сохранена в период революции и Великой Отечественной войны, как реставрировались произведения искусства, и о многом другом.

Музей во Владивостоке все еще находится в стадии строительства. Его возведение было начато в 2019 году в соответствии с указом Президента о создании музейного комплекса во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и Севастополе. Здание будет расположено на Орлиной Сопке - самой высокой точке Владивостока. Оно будет включать в себя Мариинский театр, Российский государственный институт сценических искусств и Третьяковскую галерею. Площадь здания составит 17 000 квадратных метров. Выставочные площади займут 2 000 квадратных метров. Строительные работы все еще продолжаются. С лета 2023 года Третьяковская галерея открыла общественное пространство в историческом здании Морского пароходства, где проводятся интерактивные выставки и образовательные программы.
портрет российской культуры
31 января в сияющем Медиацентре парка «Зарядье» произошло замечательное событие- презентация грандиозного арт-проекта «Портрет современной российской культуры». Этот потрясающий проект был представлен директором РОСИЗО, Ольгой Галактионовой.
Гостям и участникам проекта было продемонстрировано панно длиной в пятнадцать метров, на котором в одном кадре объединились более 160 ключевых фигур современного культурного процесса.
РОСИЗО ведет свою историю с 1959 года, когда он был учрежден при Министерстве культуры РСФСР.
В этом проекте сотрудники РОСИЗО попытались охватить все поколения и выделить ключевых представителей российской культуры, которые формировали и формируют ее облик.
Культура - это, прежде всего, люди. Собрать всех, кто создавал культуру последних двух десятилетий, в одном кадре невозможно. Портрет, который был представлен - только начало.
Медиацентр парка «Зарядье»
В процессе реализации проекта организаторы провели интервью с его участниками, из которых был составлен документальный фильм. В ходе беседы поднимались такие актуальные вопросы, как: какое, по вашему мнению, наиболее значимое культурное событие произошло в России за последние 20 лет, и почему, как вы считаете, культура необходима человеку?

Арт-проект собрал ведущих музыкантов, артистов театра и кино, руководителей государственных музеев, артистов эстрады, театральных и кинорежиссеров, художников и писателей. Среди его участников Карен Шахназаров, Федор Бондарчук, Константин Богомолов, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Владимир Машков, Олег Газманов, Александр Ф. Скляр, Александр Олешко, Виктория Исакова, Сергей Гармаш, Григорий Заславский, Борис Пиотровский, Юрий Стоянов, Михаил Пореченков, Дмитрий Дюжев, Юлия Пересильд, Юрий Башмет, Надежда Бабкина, Елизавета Лихачева, Константин Хабенский, Зельфира Трегулова и другие.
Экспозиция будет доступна до 17 марта. (6+)
РОССОТРУДНИЧЕСТВО
31 января в Президентском зале международного пресс-центра «Россия сегодня» произошла знаменательная встреча с руководителем Россотрудничества, Евгением Примаковым, для обсуждения итогов работы за 2023 год, текущего положения дел в области гуманитарной политики России и новостей Агентства.

За круглым столом также присутствовали заместитель руководителя Павел Шевцов и начальник Управления общественной дипломатии Екатерина Торубарова.
Россотрудничество - это передовое российское агентство, чья основная цель - укреплять гуманитарное влияние нашей страны в мире. Эта организация представлена в 62 странах 73 зарубежными представительствами, и с 2021 года их стали называть «Русским домом».
Одним из главных направлений деятельности Агентства является работа со странами СНГ. Оно активно взаимодействует с международными организациями, разрабатывает программы для укрепления международных связей российских регионов. В рамках федеральных программ осуществляется сотрудничество в образовательной, научной, технической, культурной и экономической сферах.
Пресс-конференция
Кроме официальных центров активно открываются негосударственные Русские дома – на рассмотрении сегодня более 20 заявок. Совсем скоро состоится торжественное открытие представительства в белорусском городе Гродно. Кроме того, было подписано важное межправительственное соглашение с Республикой Ангола.
«Мы видим активное вовлечение людей, которые идут в наши культурные центры на курсы русского языка. Они реально переполнены в некоторых странах за рубежом. Мы ищем новые площадки и новых преподавателей», - сказал Евгений Примаков.
МИфы, новости, аналитика
руанские
соборы
Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им.А.С. Пушкина в рамках масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор» представлено на выставке, открывшейся в Музее 30 января.
«Руанские соборы»- уникальный цикл картин, включающий около сорока произведений, был написан Клодом Моне в период с 1892 по 1984 год.

Художника заинтересовало, как именно свет ложится на необычную лепнину фасада Руанского собора. Он был восхищен этим зрелищем. Свои впечатления Моне сравнил с гигантским калейдоскопом, узоры которого сменяют друг друга непрерывной чередой с бесконечным многообразием.
30 января- 10 марта 2024
В феврале 1892 года знаменитый художник Клод Моне приехал погостить к своему родному брату Леону, проживавшему в Руане. Здесь Моне решил задержаться и немного поработать над своими произведениями. Чтобы не доставлять лишних неудобств брату, он остановился в отеле. После пары дней поиска подходящего места и мотива для своих новых картин, взор художника упал на Руанский собор. Отыскав пустующую комнату с великолепными видами на храм, Моне оборудовал ее под свою мастерскую. Художника заинтересовала игра света на причудливом фасаде собора, это вызывало в нем восхищение и ощущение, будто он наблюдает за бесконечной сменой узоров через гигантский калейдоскоп.
Весной 1893-го года Моне снова направился в Руан, чтобы продолжить работу над своими полотнами. Он работал над созданием своих произведений столь усердно, что был на грани обморока от усталости. Одновременно Моне мог работать сразу над 9–14 картинами. Когда пришло лето, художник вернулся домой, чтобы закончить начатые работы в своей студии.
Изначально Клод Моне задумывал продать весь этот цикл произведений одному покупателю. Однако цена оказалась слишком высока, и сейчас картины находятся в различных коллекциях по всему земному шару.

Два произведения из этой серии, «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор на закате», попали в Россию благодаря страстному увлечению коллекционированием известного собирателя Сергея Ивановича Щукина. Одно из полотен было приобретено прямо в мастерской Клода Моне в Живерни. Собрание Щукина содержало в себе наиболее прогрессивные образцы французского искусства и послужило важным толчком для развития русской живописи. Работы Клода Моне стали частью собрания Пушкинского музея в 1948 году, и с тех пор они почти не покидали стен музея. Уже более пятидесяти лет они находятся под пристальным наблюдением реставраторов, но детальное изучение этих полотен до сих пор не проводилось.
Над масштабным исследование полотен работали специалисты в сфере технологий, реставрации и искусства: Юлий Питеря, Анна Познанская, Николай Колесников, Ирина Кононова, Андрей Кудрявицкий, Марина Маслова, Виталий Семикин, Дарья Соловьева. В ходе анализа образцов краски были получены уникальные данные о творчестве Моне и использованных им материалах. Это позволило лучше понять процесс создания картин и особенности авторского стиля. На отдельных участках картины «Руанский собор в полдень» насчитывается до двадцати слоев краски! При этом, не внося никаких композиционных изменений или корректировок, Моне кистью будто бы лепил на холсте неровную поверхность собора.

Исследование, проведённое музеем, будет интересно как специалистам, так и всем, кто хотел бы только впервые познакомиться с прекрасным миром импрессионистов. Выставка продолжит свою работу до 10 марта в главном здании Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке. (0+)
искусство технологий
29 января 2024г. в Москве состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Сбербанком и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мероприятие проходило в рамках открытия выставки «Руанские соборы. Исследование картин Клода Моне», что подчеркивает значимость этого события для культурной жизни города.
Как отмечено в соглашении, Сбер и его дочерние компании и партнёры помогут музею разрабатывать современные инструменты просвещения и распространения искусства, сохранять и развивать музейные коллекции. При совместном взаимодействии планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также реализация экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. Банк и музей будут пилотировать модели машинного обучения и другие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть полезны музею для популяризации искусства и научной деятельности.
Сбер цифровизирует шедевры Пушкинского музея
Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка, отметил важность присутствия вдохновения вне зависимости от эпохи:
«Во-первых, любые технологии требуют вдохновения, и где черпать его, как не в культуре и искусстве. Во-вторых, искусство нужно доносить до максимально большого количества людей, в особенности молодых».

Елизавета Лихачёва, директор Пушкинского музея: «Это, на самом деле, огромная задача, с которой не справился ни один музей мира. И мы надеемся с помощью Сбера оцифровать коллекцию полностью».
Искусство
Труда
Юбилейная выставка в залах Новой Третьяковки на Крымском валу открылась для посетителей 13 января. Посетить экспозицию можно до 27 января.
С 2018 года в рамках Фестиваля среди художников (как профессионалов, так и любителей) проходит творческий конкурс, главная цель которого привлечь внимание к теме труда, важности рабочих специальностей, к жизни и быту простого рабочего человека.
За 5 лет работы Фестиваля организаторы конкурса получили 4683 работы от художников из более, чем 400 городов России. В день официального открытия выставки были объявлены победители.
13-27 января 2024

Работы создавались художниками и скульпторами после посещения промышленных предприятий нашей страны. Авторы не просто знакомились с процессом работы заводов, но и наполнялись вдохновением, необходимым для творчества мастера. Художники находили в работе промышленных машин и людей рабочих профессий красоту, гармонию, величие технологического прогресса, что служило источником вдохновения для создания произведений искусства.


«Мне посчастливилось побывать на заводе Ростсельмаш, который произвёл на меня колоссальное впечатление. Невероятная энергетика, мощь, рядом с которой испытываешь восторг, граничащий со страхом. На заводе все в постоянном движении, над головой проносятся краны, здесь штампуют, там режут, сваривают, окрашивают, в общем работа кипит. Я привезла из Ростова-на-Дону ощущения жаркого труда, невероятного масштаба и безупречной слаженности производства. В серии «Механика роста» в фокусе внимания детали машин, где-то превращающиеся в абстрактные формы, а где-то обретающие независимое существование. Главное, что они живые, полные энергии и готовые вот-вот заработать в полную силу». Мария Головкина.


«Несколько часов в ином измерении, в мире преисподней, будто безвременье. Тьма, ветер, сырость- сознанию были сложны непривычные ощущения иного жизненного пространства. Я испытывала волнение перед спуском в недра земли. Только спокойные и сосредоточенные взгляды рабочих, стоящих рядом в клети плечом к плечу помогли мне совладать с собой. Ходить пришлось на ощупь: бесконечные чёрные тоннели-лабиринты казались безвыходными, лишь редкие вспышки света проезжающих машин и налобный фонарик помогали сориентироваться. Удивило отсутствие обычных в рабочих пространствах удобств- мест для обеда, перекура, туалета. В таких жёстких и суровых условиях люди работают много часов. Посещение шахты было для меня очень ярким опытом погружения совершенно иной не только внешне, но и внутренне мир, где как бы оголяется и проверяется сущность человека». Ольга Давыдова.


С 13 по 27 января в Третьяковской галерее на Крымском валу посетители увидят 200 работ полуфиналистов 5-го сезона и некоторые работы победителей прошлых лет. (0+)

Юбилейная экспозиция «Искусство труда» с 13 по 27 января 2024 в Новой Третьяковке
ГАЛЕРЕЯ
павел филонов
В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941)- одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. В экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству», что и произошло. Большинство его работ были подарены сестрой художника Русскому музею. Лучшие из них ныне увидят зрители в «Зарядье».
Проект реализуется РОСИЗО. Куратор: Евгения Петрова (Русский музей).

16 декабря- 17 марта 2024
художник мирового расцвета
V Зимний фестиваль искусств
V Зимний международный фестиваль искусств в Москве- одно из главных культурных событий зимы в области академического искусства и классической музыки. Артистический директор фестиваля- Юрий Башмет.
В этом году Зимний международный фестиваль искусств отмечает свой первый юбилей - 5 лет. 18 различных мероприятий на 6 различных городских площадках состоятся с 10 января по 10 февраля.
Одним из самых значимых событий фестиваля стал концерт в стенах главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Зрители смогли не только насладиться музыкальным выступлением, но и увидеть уникальный проект «Музыка страны от края и до края», реализованный совместно с Русским географическим обществом.

10 января- 10 февраля 2024
музыка страны ОТ КРАЯ ДО КРАЯ

В первой части камерного концерта музыканты под руководством Юрия Башмета исполнили произведение П.И. Чайковского «Воспоминание о Флоренции» в переложении для струнного оркестра. Вторая часть была посвящена видеоклипам, созданным в рамках совместного проекта с Русским географическим обществом. Музыкальной основой для них послужила Серенада для струнного оркестра Чайковского. Эти видео были записаны в различных живописных местах России, таких как полуостров Рыбачий в Мурманской области, Куршская коса в Калининградской области, побережье Камчатки и остров Итуруп в Сахалинской области. Вместе звуки волн, шум ветра и музыка Чайковского создают уникальное сочетание, которое позволяет зрителям ощутить величие и масштаб России, а также глубину таланта ее великих композиторов.

17 декабря- 19 февраля 2024
Pianissimo
Фортепианный фестиваль Pianissimo

Зимний фестиваль Pianissimo пройдет в этот раз в трех городах России: Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Основная цель фестиваля Pianissimo- познакомить зрителей с молодыми талантливыми музыкантами, исполняющими академическую музыку. Pianissimo проводит концерты молодых звезд фортепиано в исторических и редких локациях с 2017 года. За пять лет существования команда проекта провела десятки вечеров академической музыки в стенах Большого итальянского просвета Нового Эрмитажа, в Доме культуры «ГЭС-2», в Концертном зале Валерия Гергиева в курортном Репино и в светской атмосфере швейцарского Санкт- Морица. В Москве концерты состоятся в Доме культуры «ГЭС-2» с 17 января. В программу 2024 года войдут концерты наиболее заметных представителей нового поколения отечественной и зарубежной фортепианной сцены. (12+)

14 декабря- 19 декабря 2023
Шахматные звезды 3.0
Международный турнир по быстрым шахматам среди гроссмейстеров

С 14 по 19 декабря 2023 года в Москве, на Большой спортивной арене «Лужники», будет проходить Международный турнир по быстрым шахматам среди гроссмейстеров «Шахматные звезды 3.0». За последние годы этот турнир стал одним из ведущих и успешных соревнований по шахматам на международном уровне.

В турнире «Шахматные звезды 3.0» примут участие 10 выдающихся гроссмейстеров со всего мира: России, Азербайджана, Испании и Индии. Это такие имена, как Сергей Карякин, Теймур Раджабов, Александра Горячкина и другие.

Проект «Шахматные звезды» активно развивает шахматы и поддерживает молодых спортсменов. Организаторы приглашают всех желающих посетить турнир в качестве зрителя, предварительно зарегистрировавшись у организаторов.

Турнир «Шахматные звезды 3.0» – это не только соревнование, но и возможность для начинающих спортсменов заявить о себе, а также обмен опытом между гроссмейстерами разных стран. Организаторами турнира «Шахматные звезды 3.0» являются компании «Новые шахматы» и Agalarov Development. Эти компании уже не первый год поддерживают развитие шахмат в России и за ее пределами. Их опыт и профессионализм позволяют провести турнир на высоком уровне, гарантируя участникам и зрителям яркие впечатления и незабываемые эмоции. (6+)

Журнал Nobless: С 14 по 19 декабря 2023 года в Москве, на Большой спортивной арене «Лужники», будет проходить Международный турнир по быстрым шахматам среди гроссмейстеров «Шахматные звезды 3.0».
Шахматные звезды 3.0
Международный турнир по быстрым шахматам среди гроссмейстеров
30 ноября- 3 декабря 2023
non/fictio№25
Ярмарка интеллектуальной литературы

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№ отмечает свой 25-й юбилей в этом году. Событие под названием non/fictio№ 25 пройдет с 30 ноября по 3 декабря 2023 года в Москве, в Комплексе Гостиный Двор, расположенном по адресу ул. Ильинка, дом 4. Организатором выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

340 издательств, книжных магазинов и культурных учреждений примут участие в ярмарке, представляя свои лучшие новинки в области художественной, публицистической, научно-популярной и других видов литературы. Особое внимание будет уделено детской литературе, а также книгам, посвященным комиксам и теме “особого детства”.


Значимая и многолетняя особенность non/fictio№ – поддержка небольших независимых интеллектуальных издательств. С первых дней существования ярмарки таким издательствам предоставлялись различные преференции, одной из которых является расположение в самом начале экспозиции.


В рамках ярмарки будет организована центральная экспозиция, где будут представлены лучшие новинки в виде четырех топ-листов: “Взрослая литература”, “Детская литература”, “Комиксы” и “Особое детство”.


Мероприятия программы non/fictio№25 будут проходить в течение всех четырех дней в режиме «нон-стоп» на десяти дискуссионных площадках, расположенных в Атриуме Гостиного Двора, а также на стендах ряда издательств.

Всего в программе non/fictio№25 состоятся более 300 мероприятий, в которых примут участие известные прозаики, поэты, драматурги, публицисты, иллюстраторы, переводчики, литературные критики, ученые и популяризаторы науки, педагоги, кинематографисты и кинокритики, путешественники, деятели культуры и общественные деятели.

24 ноября- 19 мая 2024
Герои и современники Серебряного века
В главном здании Третьяковской галереи
Начало прошлого века было временем, когда люди стали пересматривать свои взгляды на искусство и искать новые способы его понимания. Это привело к появлению множества разных стилей, групп художников, новых идей и творческих объединений. Группы Мирискусников, Голуборозовцев, Символистов, Авангардистов, Примитивистов, Футуристов, Конструктивистов и Неоклассиков... все они существовали вместе в течение двух коротких десятилетий до 1917 года. Этот год стал переломным.
Из-за того, что существовало так много разных направлений, никто не смог определить одно главное направление той эпохи. Вместо этого люди использовали термины “Модерн” и “Символизм” для описания некоторых аспектов искусства того времени. Но самым популярным термином стал “Серебряный век”. Это название не обозначает какое-то определенное направление искусства, оно просто описывает всю эпоху в целом - блестящую и в то же время трагическую.
Каждый из художников и творческих групп внес что-то новое и интересное в искусство того времени.
Выставка в Третьяковской галерее, посвященная Серебряному веку, представляет собой масштабное и значимое событие. Она включает в себя множество графических работ известных художников того времени, таких как Александр Бенуа, Казимир Малевич, Валентин Серов, Марк Шагал, Михаил Врубель, Василий Кандинский, Лев Бакст и Михаил Ларионов, позволит посетителям окунуться в атмосферу Серебряного века, увидеть, какими были его герои и как они воспринимали мир вокруг себя. (12+)

22- 26 ноября 2023
49 Российский Антикварный Салон & Lifestyle «Искусство интерьера»
Главное культурное событие страны в мире коллекционирования

Важнейшее событие культурной жизни страны, объединяющее сферы коллекционирования: мебельные, интерьерные, текстильные бренды именитых дизайнеров на одной площадке. Экспозиция выставки занимает весь атриум Гостиного Двора, более 12000 квадратных метров, включая более 250 экспонентов и более полумиллиона экспонатов. Салон привлекает коллекционеров, ценителей искусства и ювелирных украшений, любителей дизайна и профессионалов.

Салон представляет уникальные и редкие произведения искусства: живопись русских и европейских мастеров, иконы, каминные часы, гламурный винтаж и многое другое. В рамках выставки проходит «Ювелирная улица» - единственная в России площадка, объединяющая 42 лучших ювелирных бренда страны. Также в рамках салона проходит проект Lifestyle «Искусство интерьера». (16+)

21 ноября 2023- 12 мая 2024
Выставка «Дети Великой Отечественной»
Выставка проходит в корпусе на Крымском Валу, 10, залы 25–29

Третьяковская галерея на Крымском валу представила проект, приуроченный к Всемирному дню ребенка, который отмечается 20 ноября. Этот день, провозглашенный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1954 году, направлен на обеспечение благополучия детей во всем мире.


В состав выставки вошли живописные, скульптурные и графические произведения мастеров отечественного искусства, где в фокусе внимания – дети войны. Не знавшие счастливого детства, рано повзрослевшие, но невероятно стойкие, пережившие голод, смерть близких, взвалившие на себя непосильный труд в тылу.


На выставке представлены такие знаменитые живописные произведения, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать» Бориса Неменского, «Письмо с фронта» Александра Лактионова, «Дети войны. 1941 год» братьев Ткачевых, а также картины Николая Андронова, Джемала Мирзашвили, Игоря Обросова и других отечественных художников XX века.


В состав экспозиции вошли скульптуры Евгения Вучетича, создавшего знаменитый памятник Воину-освободителю, а также произведения Владимира Цигаля, Лилии Евзыковой, Юлии Сегаль, Дмитрия Шаховского и других. Облик детей войны, созданный скульпторами, в чем-то един. Это боль и страдание, переданные разными средствами. Как вечная память о безвозвратно потерянном детстве будут жить созданные ими образы. (6+)

14 ноября 2023- 4 февряля 2024
Выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков»
Выставка открыта с 14 ноября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

14 ноября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, расположенной по адресу Волхонка, 14 открылась еще одна выставка на испанскую тему. На этот раз- в русской культуре: от изобразительного искусства, театра и литературы до кинематографа.

В семи разделах выставки показаны произведения, вдохновленные Испанией и ее историко-художественным наследием: колоритные «испанки» и «испанцы» Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой и Александра Яковлева, выразительные пейзажи Максимилиана Волошина и тонкая архитектурная графика Романа Клейна, театральные образы Александра Головина, Павла Челищева, Александры Экстер. Экспозиция даст возможность проследить, как складывался русский «миф об Испании». Начало ему положили воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а благодаря путевым заметкам, жанровым картинам русских художников-пенсионеров и графическим травелогам Василия Поленова, Максимилиана Волошина и других миф обрел плоть и кровь.


Выставка продлится до 4 февраля 2024 года. (0+)

11-17 ноября, Москва
ARTLIFE FEST
С 11 по 17 ноября в шестой раз распахнет свои двери ARTLIFE FEST- крупнейший ежегодный фестиваль современного искусства. Лучшие российские и зарубежные художники представят свои работы: в мероприятии участвуют около 200 работ от создателей из 16 стран мира.
VI Международный интерактивный фестиваль современного искусства Artlife Fest состоится в 2023 году

Фестиваль 2023 года под названием «Касание души» стремится пробудить эмоции зрителей. Все произведения искусства, представленные в Манеже, были тщательно подобраны и созданы для того, чтобы каждый зритель смог проникнуться чувствами художников и узнать в их работах свои собственные эмоции.


Одной из особенностей фестиваля станет специальная зона ARTLIFE ACADEMY, где пройдут творческие мастер-классы и образовательные программы. Также планируется организовать инклюзивные экскурсии по выставке для глухих и слабослышащих, а также для незрячих и слабовидящих посетителей. Экскурсоводы будут описывать экспонаты с помощью тифлокомментирования и жестов. К фестивалю будет создано несколько объемных моделей и тактильных карт, которые помогут посетителям лучше понять представленные картины. Также, благодаря сотрудничеству со студией нишевой парфюмерии Flame Moscow, к некоторым из экспонатов будут созданы специальные ароматы, позволяющие гостям окунуться в атмосферу представленных работ. (0+)

9 ноября 2023
Выставка «Правда жизни. Вторая жизнь непрочитанных газет»

9 ноября в Белокаменном подвале Старого Английского двора в парке «Зарядье» состоялось открытие выставки, посвященной одному из самых знаковых артефактов XX века - газете.


Газеты, помимо своей прямой роли источника информации, выполняли еще одну немаловажную функцию - бытовую. В каждом доме после чтения газеты превращались в универсального домашнего помощника. Газеты использовались в качестве головных уборов, защищающих голову от солнца и побелки при ремонте, служили мухобойками для борьбы с насекомыми и средством для чистки стекол. Даже на пляже газетные обрывки использовались для защиты переносицы от ультрафиолетовых лучей.
Автор этой необычной выставки - художник и режиссер Таня Бродская. Она предлагает зрителям окунуться в атмосферу прошлого, взглянуть на газетный мир под другим углом и понять, насколько важной была роль газеты в повседневной жизни людей. На выставке представлены представлены различные артефакты и предметы, связанные с газетами, работы мастера по керамике - Кати Прохорец. Таня Бродская выбрала ее работы из более чем тридцати претендентов, что говорит о высоком качестве и оригинальности изделий. Выставка дополняется видео-артами, которые позволяют посетителям увидеть газетный мир через призму искусства и истории. Это уникальное событие, которое позволит зрителям узнать больше о малоизвестной стороне истории и культуры прошлого столетия. (0+)

О том, как посетить Старый Английский двор бесплатно, рассказываем в разделе Афиша.

Выставка
«Правда жизни. Вторая жизнь непрочитанных газет»
8 ноября 2023- 4 февраля 2024
Выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев»

Масштабный проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, организованный совместно с Государственным Эрмитажем.
Впервые с 1937 года на выставке Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина показано более 50 работ великих испанских художников XVI-XIX веков, среди которых Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя, Мариано Фортуни, Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага. В экспозицию также вошли предметы декоративно- прикладного искусства, скульптура и графика из собрания Пушкинского музея.
Спустя практически 100 лет, произведения встретятся вновь.
Цель выставки- показать эволюцию испанской живописи от маньеризма до импрессионизма, а также представить историю коллекционирования произведений искусства Испании в России.

Коллекция испанской живописи начала создаваться в России еще в XVIII веке в Императорском Эрмитаже, сегодня она насчитывает более 150 работ, и является самой крупной за пределами Испании. Собрание начало формироваться из единичных поступлений, приобретенных Екатериной II, затем, в начале XIX века, Александр I приобрел 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта, в чей галерее в Амстердаме лично отобрал часть произведений.
Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась на 150 лет позже, с момента создания в 1924 году Картинной галереи, куда поступали произведения из Румянцевского музея, дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, и других национализированных частных коллекций.
Драматические события истории Эрмитажа 30-х годов прошлого века, связанные с передачей его коллекций в другие музеи, отражены в выставке в соединении парных картин. Спустя практически 100 лет встретятся вновь: «Мальчик с собакой» Бартоломе Мурильо соединится с картиной «Девочка с корзиной фруктов», а «Натюрморт с поставцом» Антонио Переды- с работой «Натюрморт с часами».
Коллекция картин испанских художников XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые будет показана в полном составе, ранее зрителям она была знакома лишь по отдельным произведениям.

Выставка позволит увидеть такие произведения как: «Портрет графа-герцога де Оливареса» Диего Веласкеса, «Благословляющий младенец Христос» и «Сан Фернандо» Франсиско де Сурбарана, «Се, Человек!» Хусепе де Риберы, «Благовещение» Бартоломе Эстебана Мурильо, «Ангел-хранитель» и «Кающаяся Мария Магдалина» Антонио Переды, «Принесение младенца Христа во храм» Матиаса де Торреса, «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Себастьяна Эрреры Барнуэво, «Благовещение» Хосе Антолинеса.


Завершает экспозицию полотно Пабло Пикассо 1903 года «Старый еврей с мальчиком» из собрания Пушкинского музея, построенное на диалоге с работами старых испанских мастеров, и прежде всего с живописью Эль Греко.


Выставка продлится до 8 февраля 2024 года. (0+)

7-14 ноября, Москва
XVII Международный кинофестиваль
«Русское зарубежье»
С 7 по 14 ноября 2023 года в Москве пройдёт XVII Международный кинофестиваль «Русское зарубежье».

Будет представлено более 50 картин из 11 стран: Аргентины, Армении, Белоруссии, Бельгии, Германии, Испании, Канады, Мальты, России, Франции, Швеции. Эти фильмы знакомят с малоизвестными страницами истории России, с научным и культурным наследием Русского зарубежья.


С 8 по 14 ноября вход на мероприятия свободный.

Адрес проведения: Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Нижняя Радищевская ул., д.2.

События кинофестиваля будет также доступны в онлайн-формате на официальном сайте. (12+)


Учредителями кинофорума являются Дом русского зарубежья им. А.Солженицына и киностудия «Русский путь» при поддержке Министерства иностранных дел России, Министерства культуры России, Правительства Москвы, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Россотрудничества, Московской городской Думы.

4 ноября, Россия
Выставка «Россия»

В рамках выставки посетителей ожидает демонстрация различных достижений нашей страны, культурно-развлекательная программа, дни регионов, деловые недели, фестивали кулинарных традиций и ярмарка. Это событие подарит незабываемые впечатления и доставит удовольствие всем членам семьи. (0+)

Предварительная программа на 4 ноября 2023 года:

10:00-10:10 — Утренний флешмоб в рамках церемонии открытия Выставки

10:00-11:00 — Торжественное открытие Дома молодёжи

10:30 до 17:30 каждый час — Флагманский маршрут достижений «Россия — это мы»

10:00-22:00 — Выставка «Россия: ближе к Востоку»

20:00-20:30 — Музыкально-мультимедийное шоу «Портал в будущее»

10:00-19:45 — Марафон «Знание.Первые». Трек «Родина»

17:00-19:00 — «Книга народной мудрости»

10:00 до 22:00 — Открытие экспозиции «Первые в России — стране возможностей»

10:00-19:15 — Марафон «Знание.Первые». Трек «Я»

12:00-14:00 — Презентация первого отечественного рояля и концерт-марафон пианистов

10:00-19:15 — «Знание.Первые». Трек «Суверенитет»

10:00-20:00 — Марафон «Знание.Первые». Трек «Сила»

10:20-11:00 — Музыкальный спектакль «1000 первых»

15:00-16:00 — Выступление Хора Сретенского монастыря

10:00-19:00 — Марафон «Знание.Первые». Трек «Общество»


5 ноября 2023 года

Ожидается масштабная программа. Помимо экскурсий и марафонов ожидаются интересные концерты:

11:00-13:00 — Гала-концерт Международного конкурса детского и юношеского творчества «Роза Ветров»

19:00-21:40 — Концерт от VK, где соберутся лучшие звезды отечественной сцены

16:00-18:00 — Гала-концерт «Роза Ветров — Достижение России»

16:00-17:00 — выступление ВИА «Пролетарское танго»


6 ноября 2023 года

посетители также смогут поучаствовать в марафонах, необычных экскурсиях и послушать вокальный девичий квартет «Крапива», который пройдет с 19:00 до 20:00.


В последующие дни ожидается масштабная деловая программа. Вход на выставку свободный, на некоторые мероприятия необходима предварительная регистрация.


Выставка- форум «Россия» на ВДНХ
Выставка открывается 4 ноября и продлится до 12 апреля 2024 года
4 ноября, Россия
Ночь искусств
4 ноября во всех регионах России пройдет традиционная ежегодная акция «Ночь искусств». В этом году ее мероприятия будут приурочены ко Дню народного единства и пройдут под девизом «Россия объединяет». Музеи и театры, выставочные и концертные залы, библиотеки и культурные клубы проведут тематические мероприятия в офлайн- и онлайн-формате.

А пользователи соцсетей смогут присоединиться к празднику, выложив публикации с хэштегами #ночьискусств и #ночьискусств2023. (16+)
10 октября 2023 — 10 марта 2024
Николай Рерих
Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947)
Творчество Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальный феномен в истории мировой культуры. Этот великий художник оставил после себя колоссальное наследие, которое поражает своей глубиной и символизмом.
Особое внимание привлекает театральный задник для балета “Половецкие пляски” – гигантское полотно размером 10х23 метра. Оно ранее принадлежало Парижской опере и было специально приобретено Третьяковской галерей для выставки.
Посещение выставки позволит познакомиться с творчеством Рериха и ощутить всю глубину его таланта. Выставка продлится до 14 марта 2024 года в корпусе Галереи, расположенном на Крымском валу. (12+)
Выставка призвана представить его творчество в контексте времени и места, демонстрируя многогранность и разнообразие его работ.
В экспозиции представлены более сотни произведений живописи и графики. Среди них знаменитые шедевры “Гонец”, “Заморские гости”, “Гуга Чохан”, “Ченраз”, а также многие другие. Выставка представляет Рериха не только как “мастера гор”, но и как талантливого мастера различных жанров и техник.
6 — 15 октября, Москва
Московский международный фестиваль архивных фильмов
В программу вошли как культовые , так и забытые отечественные и зарубежные фильмы, а также уникальные актерские кинопробы, экспериментальные дебюты, ретроспективы и научно-популярное кино.
10 — 15 октября, Москва
Фестиваль КАРО. Арт #2
В программе фестиваля — современное авторское
и молодое кино, классические и архивные картины, специальные события.

II Фестиваль КАРО.Арт пройдет в киноцентре «Октябрь» с 10 по 15 октября. По традиции фестиваль соединит в себе три главных смысловых вектора: прошлое, настоящее, будущее. При помощи этой оптики раскроются представленные в программе современное авторское и молодое кино, классические и архивные кинокартины, а также специальные события. Фестивальные показы будут сопровождаться дискуссиями с экспертами из разных областей культуры. Главной линией фестиваля станут встречи с командой экспертов, лидерами современного мирового и отечественного искусства. С 19 по 22 октября фестиваль расширит свою географию и представит специальную программу в городах сети кинотеатров КАРО: Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. (12+)

12 — 14 октября, Москва
Фестиваль израильского кино
С 7 сентября в пяти городах России – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Москве – проходит ХХ Фестиваль израильского кино. В Москве- с 12 по 14 октября.

На фестивале представлены киноленты в разных жанрах. Фестиваль стартовал в Санкт-Петербурге (кинотеатр «Формула Кино Галерея»), где продлился до 9 сентября. 21–23 сентября показы состоялись в Екатеринбурге и Новосибирске. 28–30 сентября израильское кино смогли увидеть жители и гости Красноярска. Завершающим аккордом выступили кинопоказы в столичном кинотеатре «Пионер». (18+)

12 — 19 октября, Москва
III Московский Курдский Кинофестиваль
Фестиваль включен Министерством культуры в перечень проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей на 2023

12 октября в столичном кинотеатре «Иллюзион» состоялось открытие Московского Курдского Кинофестиваля, который проходит уже в третий раз. Жители и гости столицы за дни фестиваля смогут ознакомиться с многообразием курдского кинематографа и погрузиться в эстетику и богатство этнографической культуры, религиозных обычаев и социокультурных процессов этого народа. Смотр продлится до 19 октября.

Зрителей ожидает захватывающая программа, включающая в себя премьерные показы уникальных фильмов, документальные работы, художественные и короткометражные фильмы, отобранные из лучших работ международных режиссеров. Каждый фильм будет представлен на оригинальном языке с русскими субтитрами, чтобы зрители полностью погрузились в курдскую культуру и историю. (18+)
Nobls.ru: Московский Курдский Кинофестиваль открылся в “Иллюзионе”
29 сентября- 01 октября
Фестиваль The ART Newspaper Russia 2023
Шестой фестиваль фильмов об искусстве

На фестивале демонстрируются новые игровые и документальные фильмы об искусстве – победители и участники Каннского кинофестиваля, Берлинского международного кинофестиваля, Sundance, TriBeCa, ММКФ и других важных киносмотров. TANR FF проходит в Москве в сентябре. В течение недели на площадках Дома культуры «ГЭС-2», кинотеатра «Художественный», лектория в Музее Современного искусства «Гараж», Центра «Зотов», а также музейного кинотеатра в Государственной Третьяковской галерее проходят кинопоказы, встречи с режиссерами и продюсерами, обсуждения фильмов знаменитыми кино- и арт-критиками.

29 сентября- 01 октября
11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
Место, где можно первыми увидеть работы более 300 современных художников, познакомиться с новейшими тенденциями арт-рынка и получить самые необходимые знания об актуальном искусстве.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow — главное ежегодное событие в российской арт-индустрии. Ключевая цель проекта — поддержка и развитие российского арт-рынка, а также создание платформы для взаимодействия коллекционеров, галеристов, бизнесменов, журналистов и арт-сообщества. 10-й юбилейный выпуск Cosmoscow в 2022 году принял рекордное количество посетителей: за 4 дня гостями ярмарки стали 24.000 человек. Ежегодно в рамках ярмарки реализуются коммерческая и некоммерческие программы. Последняя включает в себя проекты Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, арт-инициативы некоммерческих фондов и ведущих культурных институций.

В этом году выставка проходит с 29 сентября по 1 октября на территории Экспоцентра. На площадке каждый посетитель сможет найти что-то по душе, ведь здесь представлены работы в разных техниках и жанрах. Это отличная возможность познакомиться с новыми именами и направлениями в искусстве, а также узнать больше о творчестве уже известных авторов.редставлены самые яркие работы талантливых авторов, отражающие актуальные тенденции и направления арт-индустрии.

Cosmoscow - это не просто выставка, это место встречи представителей арт-сообщества, где можно познакомиться с художниками, кураторами, коллекционерами и арт-дилерами. Здесь каждый найдет для себя что-то интересное и познавательное, ведь искусство - это мир, где нет границ и стереотипов.

Первый день выставки стал настоящим праздником для всех участников и гостей, которые смогли насладиться атмосферой творчества, общения и вдохновения. Сотни работ, выполненных в различных техниках и жанрах, поражают своей уникальностью и глубиной смыслов. Если вы еще не успели принять решение, посетить ли выставку Cosmoscow, то считаем нужным сказать, что это прекрасная возможность окунуться в мир современного искусства, насладиться красотой и глубиной представленных работ, а также получить новые знания и впечатления. (18+)

Photo by Jacob
14 сентября 2023 - 17 марта 2024
«Век спорта. К 100-летию московского спорта»
Выставка проходит в Западном крыле Новой Третьяковки, зал 1
Эта выставка- не просто выставка, это погружение в мир искусства и спорта, каким он был в 1920-30-х годах. Здесь вы увидите произведения живописи, скульптуры, графики и других видов искусства, которые отражают страсть художников к спорту. Многие из этих произведений были созданы художниками, которые сами занимались спортом.
Выставка включает в себя работы из Третьяковской галереи, Русского музея и Курской картинной галереи. Эти работы представляют собой уникальное свидетельство того, как спорт вдохновлял художников в прошлом.
Однако, эта выставка не только для любителей искусства. Она также будет интересна и тем, кто интересуется историей спорта. Здесь вы узнаете о том, как спорт был важной частью жизни людей в то время и как он влиял на их культуру.
Так что, если вы интересуетесь искусством, историей спорта или просто хотите узнать больше о мире искусства, вам будет интересна эта выставка. (6+)

HELLO@NOBLS.RU
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84346 от 08.12.2022 в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
16+